Над Blender «профессиональные» 3d художники, работающие на «профессиональном» 3d софте часто подсмеиваются. Называют пользователей Blender сектой и верующими. Вместе с тем, год от года Blender серьезно прогрессирует, без миллионов долларов на разработку, огромного штата программистов и корпоративных мускулов. Пожалуй, это лучшая демонстрация, как вовлеченные люди с минимум денег могут делать продукты сравнимые с серьезными корпоративными вещами от Autodesk, Adobe на одном энтузиазме и поддержке сообщества. Кроме того, тот же 3ds Max только дорожает год от года, а Blender все так же остается бесплатным.
Мое личное мнение, что успех и нарастающая популярность Blender, помимо прочего, это наглядная демонстрация как нужно уметь слушать своего пользователя и пилить в нужном направлении, а не приделывать умирающему ослу красивые бантики (привет, 3ds Max) «потому что нам лучше знать». Еще отмечу развитие Blender выглядит столь многообещающим именно на фоне топтания на месте этих самых софтверных монстров.
Что нового в Blender 2.80?
Релиз Blender 2.80 — это большая веха в развитии продукта, которая включает значительную переработку исходного кода для оптимизации рабочего процесса, использования ресурсов компьютера, рендера и поддержки тяжелых, высокополигональных сцен.
Разработчики выделяют 5 основных и важных изменений, которые ждут пользователей в Blender 2.80:
1) переработанный пользовательский интерфейс
2) новый физический рендер движок Eevee, работающий в реальном времени
3) обновление инструментария для 2D художников
4) новая система компоновки объектов в сцене
5) изменения в Cycles (в частности поддержка Cryptomatte)
Изменения в интерфейсе Blender 2.80
Нельзя сказать, что ранее у Blender был слишком навороченный пользовательский интерфейс, однако, и интуитивно понятным его было назвать сложно. На мой вкус, он был местами специфическим, впрочем, тут вопрос восприятия очень индивидуален.
В Blender 2.80 разработчики переформировали меню, добавили понятные элементы управления для частых действий, добавили гизмо элементы для вьюпорта. Кроме того, сделано очень интересное решение по группировке инструментов в зависимости от типа задач, которые визуализатор собирается решать. Можно выбрать, например, 2D, 3D, скульптинг и тогда получить преднастроенную панель с инструментами для этого вида задач как стандартного вида, так и скорректированную пользователем. Подобная кастомизация рабочего пространства — большой плюс и существенная экономия времени на поиск той или иной функции.
Отдельно отметим в Blender 2.80 выбор любого объекта по нажатию левой кнопки мыши.
Новый физический рендер движок Eevee в Blender 2.80
Основное предназначение Eevee — реалтаймовый предпросмотр рендера. Возможности движка существенно растут и он уже поддерживает размытие, рассеивание, преломления и отражения и другие фичи. Пользователь может сам управлять вьюпортом для получения нужного результата.
Обновление инструментария для 2D художников в Blender 2.80
Если из возможностей Блендер вы пользуетесь только фунционалом для рисования в 2D, можете не сомневаться — будущее дотянулось и в эту часть софта. Инструмент Grease Pencil получил дальнейшее развитие и теперь его мазки это не просто штрихи в 2d, а полноценные слои в 3d со своими параметрами, шейдингом и т.п. Существенно расширяет возможности быстрых набросков в том числе и для концепт артистов.
Изменения в Cycles в Blender 2.80
Cycles все-таки серьезно отстает от трендов 3d индустрии и вот только сейчас получает ряд доработок, которые давно стали нормой в других рендерерах. Основная особенность обновленного Cycles в Blender 2.80 — поддержка Cryptomatte.
Система коллекций
На смену старой системе выстраивания слоев и их объединения в более крупные группы пришла система Коллекций. Благодаря объединению объектов в коллекции можно копировать, переносить эти группы, можно убирать неважные объекты с тяжелыми ассетами на другие слои. Ограничение в 20 слоев теперь снято.
Дата выхода Blender 2.80
Официальная дата релиза Blender 2.80 — июль 2019 года. В настоящее время идет шлифовка упомянутых функций, доработка отдельных возможностей при необходимости, которая продлится до середины мая. После чего будет проделана большая работа по обновлению документации по Blender 2.80 и подготовка релиза.
В июне разработчики будут заняты устранением багов и в июле 2019 наконец-то Blender 2.80 выйдет официально.
Скачать Blender 2.80
Несмотря на то, что активная разработка Блендер 2.80 еще ведется, сейчас идет открытое бета тестирование и любой желающий может скачать Blender 2.80 в экспериментальной версии, чтобы потрогать новые функциями ручками.
Серьезный козырь Блендера — его полная бесплатность для любых видов использования и бессрочно. Поэтому по ссылке можно скачать бесплатно Blender 2.80 или стабильную версию Blender 2.79