Сегодня мы подробно рассмотрим следующие аспекты, касающиеся рендер ферм и рендера больших объемов компьютерной графики:
1. Что такое рендер ферма
2. Виды рендер ферм
3. Особенности использования рендер ферм
4. Когда стоит пользоваться рендер фермой, а когда инвестировать в свое железо
5. Крупнейшие фермы в России
Что такое рендер ферма?
По мере развития индустрии развлечений и повышения разрешений, сложность рендеринга 3d графики растет огромными темпами и соотвественно растет потребность любого продакшена в вычислительных ресурсах для рендера. Уже с 90х годов прошлого века стали появляться специализированные вычислительные кластеры предназначенные для обработки компьютерной графики, которые получили название «рендер ферма», render farm.
Основными отличиями от большинства обычных датацентров являются: 1) максимально мощные процессоры (а с недавних пор и видеокарты), т.к. процесс рендера графики очень ресурсоемкий 2) большое количество оперативной памяти для продуктивной обработки графики (в реалиях 2017 года — от 64Gb RAM) 3) высокопроизводительные системы хранения данных. Проще говоря, рендер ферма — это центр для обработки данных с максимально возможной производительностью, какой-то хостинг-центр не просто будет неэффективен, но скорее всего даже не сможет начать обработку графики, проекты просто не откроются на слабых машинах.
Виды рендер ферм
Есть несколько путей сегментации рендер ферм по разным критериям. Начнем с простого: фермы бывают а) служебные б) публичные.
В первом случае ферма создается частным лицом или компанией для рендера собственных проектов и не предполагает предоставление доступа к ресурсам для сторонних лиц и организаций. Частная рендер ферма может состоять из 3-5 станций в случае студии архитектурной визуализации или 50-100-200 серверов в случае крупной vfx студии, делающей полнометражные фильмы. На западе многие студии имеют собственные фермы из нескольких сотен и даже тысяч серверов!
Публичные же рендер фермы создаются для предоставления услуг рендера на коммерческой основе широкому кругу лиц. Любой желающий может пройти регистрацию на сайте такой фермы, отправить проект, оплатить деньги и получить готовые кадры, отрендеренные на внешных мощностях.
По типу исполнения фермы можно разделить на компьютерные и серверные. По сути дела, если объединить несколько обычных компьютеров в сеть и ставить распределенно задачи — это уже будет рендер фермой, но, конечно, более крупные вычислительные кластеры уже собираются на базе серверного исполнения с профессиональным резервированием питания и системами охлаждения.
Особенности использования рендер ферм
Давайте рассмотрим особенности использования внешних рендер мощностей и какие нюансы стоит учесть. В первую очередь, рендер фермы заточены на существенное ускорение рендера анимации, а не статичных картинок. Например, если у нас есть 10 серверов и 10 кадров — ферма поставит по кадру на сервер и мы получим как минимум ускорение в 10 раз (скорее всего больше потому что каждый сервер еще и мощнее чем ваша рабочая станция), если же мы отправляем на рендер 1 картинку, то те же 10 серверов могут считать ее распределенно, т.е. обмениваясь по сети информацией, обрабатывать коллективно, но тут уже по мере добавления серверов линейного прироста скорости рендера не происходит, потому что обмен информацией становится узким местом.
Тем не менее, если у вас например 9 камер в одной сцене, можно их поставить на рендер на ферме одновременно, а на вашем ПК они бы считались одна за другой.
Важно также оценить размер вашего проекта и скорость Интернета. Дело в том, что например, у вас проект весит 200 Гб и загружаться на ферму 30 часов, рендериться 5 часов, а потом часов 10 вы будете скачивать результаты. Вполне возможно, что окажется отрендерить у себя за сутки будет лучшим решением. Альтернативой тут может стать расширение собственного канала Интернет или оптимизация объема ассетов.
Практически на каждой рендер-ферме есть калькулятор, который поможет вам примерно оценить стоимость и время рендера. Ключевое слово здесь — примерно. Дело в том, что на данный момент не существует реальных способов оценить объем до рендера точно. Вам нужно будет отрендерить несколько кадров из секвенции у себя, ввести в калькулятор среднее время кадра, количество кадров и конфигурацию вашего компьютера. Калькулятор сравнит производительность с серверами фермы и выдаст прогноз. Однако, как вы понимаете, в начале секвенции кадры могут быть легкие по 10 минут, а в середине по нескольку часов, поэтому время кадра будет плавать существенно и итоговая стоимость может быть ниже или значительно выше.
До начала рендера на ферме, важно убедиться в совместимости версий установленного ПО на ферме и того, в котором сделан проект, включая все используемые плагины. В противном случае, может получиться так, что проект будет отрендерен без каких-то эффектов или некорректно, а ответственность будет лежать на вас и деньги просто так не вернут. В любом случае, будет полезно сделать тест из нескольких кадров, чтобы быть уверенным, что все настройки корректны, а материалы подцепились.
Когда стоит пользоваться рендер фермой, а когда инвестировать в свое железо?
В первую очередь все зависит от объемов рендера. Если у студии стабильно идет статика в основном, то скорее имеет смысл обновить железо, а какие-то пиковые нагрузки отправлять на ферму.
Другое дело, если объемы рендера весьма значительные. Мировая практика говорит от том, что для большинства студий, особенно без плана производства на годы вперед, предпочтительнее иметь относительно небольшой парк машин для превьюшек и ежедневной рутины, а для финальных рендеров использовать рендер фермы.
Развитие собственной инфраструктуры для рендеринга — это значительные инвестиции на начальном этапе и постоянные расходы. Купив железо, студия начинает тратить деньги на охлаждение, системы хранения, электроэнергию, содержание в штате сотрудников, отвечающих за обслуживание серверов, ремонт и замены оборудования. При этом если нет круглосуточной загрузки оборудования хотя бы на 60-70% — эти вложения никогда не отобьются. Кроме того, развивая собственное железо сложно решить проблему пиковых нагрузок.
Простой пример: vfx студия имеет 50 машин и делает фильм, в течение полугода загрузка оборудования колеблется в среднем на уровне 30-50%. А потом подходит момент финальных рендеров и им фактически нужны 200 машин на 1 месяц, чтобы успеть в срок. Что делать? Понижать качество или брать внешние ресурсы? Как правило делают второе. Но ведь если купить себе 200 серверов на будущее, то 10 месяцев из 12 они будут простаивать еще больше. Короче говоря, если нет налаженного конвеера, как например при производстве мульт сериалов, собственное железо не имеет экономического смысла. Компания будет терять на этом деньги.
Крупнейшие фермы в России и зарубежом
В России таких проектов всего
Отличная рендер ферма для самых разных проектов. Широкий спектр поддерживаемого софта, 250 мощных серверов Dual Xeon E5-2670, собственный софт для отправки задач на рендер за пару кликов для разного ПО: Blender, AE, Cinema 4D, 3ds max и даже Houdini.
Есть 10 GPU серверов на базе 6хGTX 1080Ti для рендера в OctaneRender и Redshift.
Служба поддержки работает круглосуточно, можно позвонить, написать и живой человек поможет с рендером или проконсультирует. Необычайно высокий уровень сервиса для России!
Час рендера, например, в 3ds max + Vray без скидок обойдется примерно в 75 рублей (1,24 USD)
Старая рендер ферма на основе арендованных вычислительных мощностей у университетов. Заявляют о 800 серверах и до 300 на пользователя, однако, на практике лично мне удалось запустить рендер более чем на 30-40. Свой софт работает только 3ds max и то не всех версий, в остальных случаях нужно сделать архив со всеми ассетами самому и загрузить на FTP, а потом запустить рендер из личного кабинета, что долго и неудобно.
Есть 3 GPU сервера по 4 карты 1080 по какой-то космической цене. Поддержка присутствует, но даже в простых настройках 3ds max не разбирается. Час рендера стоит аж 99 рублей!
MegaRender.com
Подпольная рендер ферма, ресурсов немного, получалось получить — всего 30-40 машин i7-4770k максимум, дополнительные машины арендуют. Автоматизация слабая, все приходится делать руками в 2016 году, сейчас не знаю. В суппорте похоже работает один человек — владелец «фермы». GPU рендера нет.
Похоже на шарашкину контору без сроков и качества на кривом софте, но по очень низкой цене — от 15 руб за час.
В отдельной статье мы рассмотрим крупнейшие рендер фермы мира и стоимость их услуг. В 2018 году мы проведем тестирование этих и прочих ферм, чтобы на практике разобраться какая из ферм лучше подходит для ежедневного использования по качеству, удобству и цене.
Статья как будто заказная. А я вот с анима ушла на megarender. Техподдержка там справилась с тем, с чем на других фермах не смогли справиться
Имею право на свое мнение. Пробовал рендерить со всеми тремя. Турборендер — слабая, Megarender — на ворованном софте (вот посмотрите, например, список сертифицированных рендер-ферм в России по V-ray — нет их https://www.chaosgroup.com/render-farms?product=&country=RU)
Анимарендер — для меня оказались самые удобные и быстрые.
Работаю с 3ds max + V-ray в основном, реже Octane. Пользовался и Rebus farm и Ranch и несколькими другими. В моих сценах техподдержке ничего править не надо )